Если подойти к южному фасаду Базилики Сан-Марко, то почти на уровне человеческого роста можно увидеть прекрасную композицию из четырех фигур тёмно-красного порфира. Это четыре тетрарха ( Monumento ai Tetrarchi), или, как иногда их называют, "четыре мавра". Композиция была изготовлена в первой половине IV века и являлась частью константинопольского Филадельфейона, построенного рядом с колонной Константина.
Она изображает четырех владык Земли - императоров соправителей периода тетрархии: Диоклетиана, Максимиана, Галерия и Констанция Хлора. Четыре царя были символами единства и органической целостности Великой Римской империи. Правда, есть и другая версия. Говорят, что эти каменные изваяния - наследники Константина Великого: сыновья Константин II, Констанций II, Констант и племянник Далмаций. Когда крестоносцы разграбили Константинополь, эта скульптура была похищена венецианцами и доставлена в город Святого Марка. Теперь она украшает стену одной из самых великолепных базилик Вселенной!!!
Памятник тетрархам представляет собой интересное «представление» политической идеи, возникшей в поздней Римской империи, между концом 200-го и первыми годами 300-го века нашей эры. По своей простоте памятник представляет собой мощный политический манифест, олицетворение этого учения (тетрархии): два «главных» императора (Август) должны были назначить двух «заместителей», а точнее «второстепенных» императоров (цезарей), предназначенных чтобы стать преемником Августов, когда они завершат свое задание.
Отсюда объятие «два на два», отношение сотрудничества и дружбы, которое должно было существовать между двумя императорами, пластически представленное рукой на плече другого.
Система тетрархии, хотя и наглядная и очень рациональная (она должна была избегать сражений, часто вооруженных, для замены императора) и теоретически направленная на лучшее управление имперской территорией, не дала желаемых результатов. Через несколько лет от него практически отказались, и впоследствии он не нашел особого применения в римском мире.
Этот памятник остается для нас необыкновенным представлением этой уникальной политической доктрины, и даже сегодня этот памятник поражает нас своей откровенностью и прямой коммуникацией.
Во время прогулки по Сан-Марко думаю стоит за несколько минут посетить этот важный памятник.
В углу базилики Святого Марка, недалеко от южного входа, спрятано одно из самых интригующих, но часто упускаемых из виду сокровищ Венеции: Четыре Тетрарха. Эта поразительная скульптура из порфира, датируемая поздней Римской империей (около 300 г. н.э.), изображает четырех правителей — двух старших императоров (Августов) и их младших соправителей (Цезарей), — объединяющихся в единстве, символизируя систему разделения власти, установленную Император Диоклетиан.
Сама скульптура представляет собой чудо истории и тайны. Изготовленный из темно-красного порфира, камня, предназначенного для императорского использования, он, вероятно, был украден из Константинополя во время Четвертого крестового похода (1204 г.) и привезен в Венецию в качестве военной добычи. Одна из самых интересных деталей заключается в том, что у одного из тетрархов отсутствует ступня — историки полагают, что она осталась в Константинополе, где позже был обнаружен соответствующий фрагмент.
Особенно интересен посох тетрархов с птичьими головами наверху. Хотя их точное значение остается спорным, они могут представлять собой орлов, символ имперской власти, или стилизованных фениксов, означающих обновление и устойчивость империи.
Несмотря на небольшой размер, «Четыре тетрарха» воплощают глубокие исторические связи Венеции с византийским миром, предлагая посетителям заглянуть в богатое прошлое города. Если вы исследуете базилику Святого Марка, найдите время, чтобы найти этот скрытый драгоценный камень — вы будете стоять перед реликвией, которая прошла через столетия истории.
Отзывы от посетителей